Назад к списку

Второй урок: куда жаловаться по проблемам ЖКХ

В региональном отделении ОНФ 3 октября прошел второй урок проекта «Школа ЖКХ», на котором студенты курса узнали, куда жаловаться при возникающих проблемах в жилищно-коммунальной сфере, чтобы зря не терять время .


Как отметила в начале семинара руководитель проекта, который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Александра Афонина, зачастую обращаясь в прокуратуру, люди тратят две-три недели на пересылку жалобы из одного ведомства в другое. Чтобы получить вовремя помощь от органов власти, надо знать их функции.

По ее словам, Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (Госжилинспекция) занимается лицензионным контролем.

- Уже долгое время деятельность управляющих компаний - это лицензируемый вид деятельности. Это значит, что для оказания ими услуг, нужно получит лицензию. За выполнением этих требований они следят. За нарушение лицензионных требований УК наказываются штрафами - от 50 тысяч рублей на должностное лицо и до полумиллиона рублей на юридическо. Кроме того, служба занимается нарушениями всех норм жилищного права. Под второе направление подпадает не только деятельность УК, но и ТСЖ., - сказала она.


Александра Афонина добавила, что весь негатив в ЖКХ делят пополам управляющие компании, которые в основном безобразно предоставляют услуги, и орган тарифного регулирования (МинЖКХ), устанавливающий тарифы на коммунальные услуги (электричество, тепло, вода, газ). Кроме того, ведомство контролирует изменение и применение тарифов, а также раскрытие информации ресурсоснабжающими организациями.

- Тариф - это корзина, куда входят все затраты: фонд оплаты труда, ремонт котельных, труб, электролиний,теплотрасс и т.д. Чтобы потребитель мог их проверить, законодатель обязал организации раскрывать о себе информацию. Но тарифы проверить очень сложно, так как надо обладать сильными знаниями экономики и первичной документацией, на основании которой все рассчитывается, - пояснила юрист.


Еще один важный орган власти, занимающийся вопросами ЖКХ, - Роспотребнадзор. 

- Это то ведомство, которое может "пощупать" качество коммунальных услуг. Если мы открыли кран, а вода пахнет и мутная, нам нужно обращаться к ним. Да, мы можем написать в Госжилинспекцию, но проверить воду по составу будет привлекаться Роспотребнадзор.  Сотрудники этого органа занимаются замерами уровня шума, борются с коммунальщиками, когда они не занимаются насекомыми и крысами, контролируют качество содержания контейнерных площадок и их расположение, привлекают к ответственности за качество вывоза мусора. У них обширная правоприменительная практика по припискам в квитанциях и несоответствию их определенным требованиям: не хватает каких-то строк или много рекламы, что запрещено, - подчеркнула Александра Афонина. 

Как отметила эксперт, органы местного самоуправления обязаны осуществлять муниципальный и жилищный контроль.

- Все, что выходит за пределы лицензирования, мы обращаемся в администрацию муниципалитета. С одной стороны, для управляющих компаний, когда жалуются в мэрию, это неплохо. Так как штрафы орган местного самоуправления выписывает невысокие. Зато местные чиновники достаточно быстро реагируют на жалобы. Плюс муниципалитеты носят функцию по бесперебойному обеспечению коммунальными ресурсами. Если, например, будет выявлена вина коммунальщиков за некачественные услуги, то они отреагируют быстрее. У ГЖИ есть только маленький круг вопросов, который относится в их зону контроля, - продолжила руководитель проекта «Школа ЖКХ».

Как объяснила Александра Афонина, у прокуратуры здесь только одна функция - контроль и надзор за соблюдением законодательства. Он заключается в том, чтобы вышеперечисленные органы власти не ленились, а работали.

- Когда вы отправляете жалобу на УК в прокуратуру, то она отправит ее в Госжилинспекцию для рассмотрения. Однако органы прокуратуры могут выходить в суд с исками, например, в отношении неопределенного круга лиц. Если РСО выставила всем незаконную корректировку, то прокуратура будет защищать интересы граждан. Плюс они подключаются, если человек не способен защитить интересы в суде, или затрагиваются интересы несовершеннолетних и детей-сирот, - заключила она.


Презентация второго урока (скачать)

Ссылки на предыдущие уроки

Первый урок: законодательство в сфере ЖКХ (смотреть)